В первую очередь указывается, что ленточка сверла, расположенная па наибольшем расстоянии от центра сверла, работает с наибольшей скоростью резания, а следовательно, с наибольшим температурным напряжением. Сняв с разборного макета специально для этой цели изготовленный съемный участок ленточки, можно показать, что наличие ленточки уменьшает поверхность трения сверла в процессе сверления. Затем хорошо предложить учащимся найти режущие клинья на сверле.
Угол заострения и изменение его величины по мере удаления от центра видны на разборном макете сверла, в котором имеются два съемных элемента режущего клипа. Один элемент находится ближе к перемычке сверла, другой – ближе к периферии. На отделяемом элементе сверла легко показать угол заострения. Сравнив углы заострения обоих элементов, можно наглядно видеть, что угол заострения у перемычки больше угла заострения у периферии.
Изучение этой особенности сверла необходимо учащимся для того, чтобы понять причину тяжелой работы перемычки. Когда учащиеся уясняют себе условия работы перемычки, то становится ясным смысл сверления больших отверстий последовательно несколькими сверлами, а также смысл подточки сверла у перемычки.
Изучение требований к затачиванию сверла и приемов проверки заточенного сверла проводится аналогично изучению тех же вопросов у резцов: показ углов и элементов на плакате, макете и натуральном образце, демонстрация шаблонов и приемов измерения.
Образование заднего угла при затачивании хорошо показать с помощью наглядного пособия, описание которого помещено в статье А. А. Северьянова (журн. Производственное обучение № 4, 1947). Оно состоит из макета большого сверла, вставленного в отверстие, которое в своей нижней части прострогано и частично открыто. В этом открытом участке отверстия видно сверло в рабочем положении. Сначала демонстрируется сверло в рабочем положении без затачивания по задней грани, затем со сверла снимается специальная надставка, и оно показывается в заточенном виде.